Freedom FM 104.7

.

.

.

.

Current track

Title

Artist


Звёздный городок – Гость: Александр Шаганов

26 августа 2021. “Звёздный городок”

Михаил Новахов: Доброе утро, Нью-Йорк! Всем привет! Меня зовут Миша Новахов, это программа «Звездный городок». Каждый четверг в десять утра, друзья, вы встречаетесь с людьми, с которыми есть о чем поговорить и есть, что у них спросить. Не просто так прозвучала песня «Девчонка-девчоночка» прямо сейчас. Дело в том, что с нами на связи автор невероятного количества хитов. Я думаю, что на нашей радиостанции вот нет другого такого поэта-песенника, перу которого принадлежит большее количество хитов, чем крутится у нас в эфире.

Друзья мои, с нами на связи Александр Шаганов! Александр, я вас приветствую.

Александр Шаганов: День добрый, дорогие друзья. Очень рад вашему вниманию к моей скромной персоне. Благодарю.

Михаил Новахов: Александр, спасибо огромное, очень приятно с вами побеседовать. И, вы знаете, я, к своему стыду, я даже не знал… Я даже не знал, что вот эти вот любимейшие хиты, которые звучат действительно в огромном количестве на нашей радиостанции, то есть вот песня «Девчонка-девчоночка», в нашей ротации, конечно же, гигантское количество песен «Любэ», Димы Маликова и других исполнителей, я не знаю, тот же «Свитерок», да? Софии Ротару и так далее, что это все… Это все принадлежит вашему перу, это все ваше авторство!

Александр Шаганов: Понимаете, Михаил, удел нашей профессии, вот сочинить песню и об этом никто не знает, что есть авторы. Это такая печаль сегодняшнего дня, очень…

Михаил Новахов: Это печаль, да.

Александр Шаганов: Скоростного, так сказать. И надо сказать, что это снижает потенцию…

Михаил Новахов: Творческую. Вы знаете, но раньше во времена СССР мы знали авторов-песенников, да? То есть, например, выходя…

Александр Шаганов: Да.

Михаил Новахов: Конферансье объявлял: «Слова Добронравова, музыка…»

Александр Шаганов: Ошанина.

Михаил Новахов: Пахмутовой, или Ошанина, например, да?

Александр Шаганов: Да.

Михаил Новахов: Сегодня почему-то авторов куда-то задвинули на задний план, и это как-то несправедливо, мне кажется.

Александр Шаганов: Это величайшая глупость сегодняшнего дня, потому что вот эта бегущая строка и облачко с указанием названия произведения и его авторов, это технически раньше было возможно, а сейчас почему-то это не используется. И, тем самым, труд и, прежде всего, поэтов-песенников нивелируется. Нас уже загнали за Можай, потому что, вот я придумал песню «Выйду ночью в поле с конем», и все устойчиво думают, что это песня народная. Это очень расстраивает мою жену, которая говорит, я с этими словами народными уже 20 лет живу и так далее. Но это, понимаете, это печально, потому что любой человек вправе рассчитывать на почет. Почет, понимаете?

Михаил Новахов: Безусловно.

Александр Шаганов: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». А я насочинял столько песен, люди под них, так сказать, женились, рожали детей, разводились, понимаете…

Михаил Новахов: Смеялись, рыдали, да, конечно.

Александр Шаганов: Ну, конечно. А все думают, что исполнители придумали песни. Кто первый встал – того и тапки. А человек показывает теперь, ну, значит, он все это и сочинил. Нет, мои дорогие. Исполнители, тоже они думаю, так если про вас никто не знает, нас лишают авторитета, понимаете? То тогда и мы, так сказать, можем диктовать условия. Вот такая позиция тоже возникает. С другой стороны, как говорится, переживем.

Михаил Новахов: Слушайте, но есть другая сторона медали, на самом деле, Саш. И то, что песню, вашу песню считают народной, это, на самом деле, очень круто, с другой стороны. Потому что она настолько попала в народ, она настолько попала в точку, что люди считают ее народным фольклором.

Александр Шаганов: Вот один художник сказала мне колоссальную вещь. Я прямо… Он сказа: «Есть гимн страны, а есть гимн народа». Вот песня, значит, «Выйду ночью в поле с конем», ей 28 лет, и она не сразу обрела такое, ее знает любой русскоязычный человек, начнем с этого.

Михаил Новахов: Абсолютно.

Александр Шаганов: И, так сказать, она обрела и такой статус, и такое понимание вообще. Конечно, безусловно, это автору приятно. Это да. Но при этом…

Михаил Новахов: При этом хотелось бы, чтобы его знали, да?

Александр Шаганов: Ну, конечно. Это комедийно, это абсурдно, так сказать. Люди на каждой вечеринке ее исполняют, а при этом, не знаю, мне недавно вручали грамоту в одной из республик и руководитель этой республики на сцене мне говорит: «Ой, а я даже и не знал, что это вы автор», понимаете? Я улыбнулся.

Михаил Новахов: Да, да. Друзья мои, я хочу напомнить, что вы можете задавать Александру Шаганову вопросы. Я уверен, что вопросы будут. Пожалуйста, пишите на наш СМС-номер 347-201-04-10, 347-201-04-10.

Александр, вы знаете, слушая, например, песни группы «Любэ», такое ощущение, что автор, то есть вы, вы сидите где-нибудь под березкой, или на заливных лугах, и пишете эти песни. А где пишется вообще приятнее всего? Может быть, какая-то кофейня в центре Москвы, может быть, действительно заливные луга или березка на даче. Где вы пишете?

Александр Шаганов: Вдохновение, оно из путешествий складывается. Я очень много передвигаюсь. Дома не засиживаюсь. В кафе я люблю, знаете, у меня новое увлечение – живопись. Я такой скетч-рисунок такой беглый, вот это в кафе. А сочиняю стихи либо у себя, так сказать, в загородном пространстве, либо в московской квартире. А вот темы, да, они из передвижения по стране, по планете. Прежде всего, от встреч с людьми. Это очень важно для меня. От общения с природой. И у меня есть любимые, как говорится, места, куда я возвращаюсь под Суздаль, это откуда родом по отцовской линии, фамилия Шаганов. И Москва тоже мой соавтор.

Михаил Новахов: Саш, какое из твоих произведений, я так понимаю, что мы начали как раз говорить про «Коня», который считается народным, а, на самом деле, автор произведения Александр Шаганов. Какое вы считаете своим самым любимым ребенком? Может быть, трудным ребенком, но любимым в то же время?

Александр Шаганов: Вы очень хорошее сравнение, песни – они, как дети. И, в общем-то, вы же не будете ругать ребенка, если у него… Меньше, точнее, любить, если у него что-то там не получается по математике в школе?

Михаил Новахов: Ну, конечно.

Александр Шаганов: Они мне все, так сказать, достаются и доставались ой, как непросто, поэтому они все в моем сердце. Кто-то более успешный, кто-то менее успешный. Но, наверное, как первая любовь, это первая песня «Деревянные церкви Руси // Перекошены древние стены // Подойди и о многом спроси // В этих срубах есть сердце и вены…», в репертуаре и до сей поры группы «Черный кофе», который стравил. А я сочинил ее в 17 лет.

Михаил Новахов: Ух, ты!

Александр Шаганов: Может быть, последняя, я не знаю сейчас есть ли она у вас, но я просто уверен, что этой осенью наберет обороты наша новая работа с композитором Зубковым Игорем в репертуаре Михаила Шуфутинского «Ах, осень, листья», то есть о первой любви. Вот найдите в поисковике, вы оцените.

Михаил Новахов: Обязательно, хорошо. Саш, вот пошли вопросы.

Александр Шаганов: Да, пожалуйста.

Михаил Новахов: Да, номер 61-41 спрашивает, новый, знаете, такой требовательный очень слушатель: «Новые альбому у «Любэ» будут?»

Александр Шаганов: Да. Ну, это вопрос, прежде всего, к продюсерам коллектива Игорю Юрьевичу Матвиенко и Николаю Вячеславовичу, сопродюсер группы «Любэ», Расторгуев. И все, что зависит от меня, я всегда, так сказать, включаюсь в работу. Скажу, что несколько новых песен они уже, так сказать, в портфеле студийном у этой группы. Но они, знаете, за 32 года такой багаж творческий, у них концерт сольный, это, так сказать переполнен очень популярными песнями. И люди как-то, ну, что говорить? До сих пор Коля заканчивает концерт песней «Атас», понимаете? То есть, видимо, они еще весь свой потенциал, как говорится, не растратили старинной песни.

Михаил Новахов: Друзья, Александр Шаганов сегодня в «Звездном городке», и хотелось бы спросить, вы же, кстати, не просто пишете песни для «Любэ», вы – со-основатель коллектива, насколько я понимаю?

Александр Шаганов: Ну, я стоял, естественно, у истоков, и ребята это знают, помнят…

Михаил Новахов: Помнят, ценят, да. А как это было? Расскажите, как? Это же уникальная абсолютно группа, на самом деле. Можно по-разному относиться, но это группа, и вы приложили, безусловно, песнями, самыми их известными песнями, с помощью которых, собственно, они стали звездами, они стали знаменитыми. То есть абсолютно уникальный коллектив. Нет такого другого. Есть куча сереньких, вот этот похож на этого, этот на того. А «Любэ» – это уникум. Как образовывалась группа «Любэ»?

Александр Шаганов: Друзья мои, я вам скажу, отматывая память туда, 33 вдаль, полтора года наши песни сочиненные, они лежали, так сказать, в столе, потому что у нас просто не было банальных денежек, чтобы оплатить студию. И студий было не в таком количестве, как сейчас. И такая оказия случилась, когда я познакомил Игоря с моим другом Андреем Лукиновым. У него была прекрасная студия, где записывался «Мираж», Маликов, Тальков.

(00:10:10)

И мы за неделю записали первую пластинку, песни с которой тиражируются до сих пор. Вот такая история. Понимаете, в чем дело? Спустя годы, мы, встречаясь узким кругом, можем пожать друг другу руки, всегда улыбнуться друг другу, и поблагодарить за эту работу. То есть такое количество огромное коллективов за это время распалось. Люди ненавидят друг друга, ездят на гастроли, выходят из разных кулис на сцену, перемещаются разными самолетами, не селятся в одной гостинице. Мы до сих пор в хороших дружеских отношениях. И это даже, может быть, важнее, нежели больше одной песни хорошей или меньше новых.

Михаил Новахов: Да, пожалуй, действительно. Времени-то прошло немало. Но вот пишет нам наша слушательница: «Доброе утро, очень приятно услышать автора шикарных песен. В ваших песнях есть смысл, есть жизнь и любовь, что…»

Александр Шаганов: Вот человек, так сказать, да…

Михаил Новахов: Да, «… что не скажешь о сегодняшних песнях», такая пошла критика в сторону современности. «Желаю вам огромного здоровья, счастья и еще много-много красивых песен».

Александр Шаганов: Вот, значит, прокомментирую этот звонок, спасибо. Я хочу сказать, что сегодняшний поэт-песенник, к сожалению, помельчал, измельчал, значит. Потому что за моей спиной предыдущее поколение в лице, прежде всего, Дербенёва, Шаферана, Танича, мощнейшие люди, так сказать. И я сейчас, в силу своего возраста, встречаюсь с молодыми поэтами, сейчас вернулся с семинара, который проводили для молодых поэтов. И они устойчиво думают, что, знаете, такая рифма «себе-Неве». Они говорят: «Это рифма». Я говорю: «Это не совсем так». Они говорят: «Но это же в песне можно». Я говорю, «В песне этого тоже не надо делать».

Одним слово утеряна вот эта преемственность. Как мой друг, коллега Осиашвили, поэт тоже замечательный, он говорит: «Мы еще, так сказать, уходящая натура, после нас…» А, на самом деле, кто должен объяснить, что такое рифма в песне? Видимо, учитель литературы должен преподнести первые азы.

Михаил Новахов: Но, видите ли, да, не все…

Александр Шаганов: Куда апеллировать? В МЧС звонить? Куда, скажите.

Михаил Новахов: Да, какая-то есть, с вами абсолютно согласен, есть некая небрежность по отношению к языку. А вот вопрос, является ли это естественным процессом, да? Язык же перерождается. Безусловно, мы не говорим на том языке, на котором говорили наши предки 100 лет назад, да? Наверное, это все-таки немножко другой язык.

Александр Шаганов: Нет, безусловно, он и обогащается, и происходят заимствования, и это живой процесс, очень интересный язык. Просто в основе, так сказать, вообще, поэзии, мне кажется, должна лежать традиция определенная. Сложно написать стихи, не читая других поэтов. И хорошие стихи. И если, что называется, привнести что-то от себя, понимаете? Нет, все равно, так сказать… талантливых людей. Но другой аспект, что, к сожалению, как-то…

Михаил Новахов: Александр, вы знаете, так стало плохо слышно вдруг в какой-то момент почему-то. Может быть, мы стали, видите, критиковать молодых поэтов-песенников, и, мне кажется, нас стали глушить просто незамедлительно. Значит, давайте, я предлагаю…

Александр Шаганов: Не исключено.

Михаил Новахов: Не исключено, да. Я предлагаю сделать следующее. Я предлагают, ну, они же связаны с хакерами, вы понимаете, да? Это же современный мир абсолютно, не то пространство, в котором мы привыкли находиться. Я предлагаю послушать того самого «Коня», которого считают люди народным, и, мне кажется, это… Вы знаете, одно это уже дает вам право быть народным поэтом-песенником, народным, я не знаю, можно ли назвать артистом поэта-песенника, но, по крайней мере, народным поэтом-песенником. Нет, к сожалению, такой награды. Есть «Народный артист России», предположим, но нет награды «Народный поэт-песенник»…

Александр Шаганов: Да, давайте тогда, предвещая эту песню, громко скажем: автор музыки Матвиенко, слова Шаганова.

Михаил Новахов: Отлично! Ну что же, друзья мои, слушаем эту, на самом деле, потрясающую совершенно песню, после чего вернемся. А вы, друзья, продолжайте задавать вопросы Александру Шаганову, нашему сегодняшнему гостю. Он с удовольствием на все вопросы ответит. Итак, поехали!

Михаил Новахов: В эфире «Звездный городок», в гостях у нас сегодня Александр Шаганов, поэт-песенник, который… Песни, написанные на слова Александра Шаганова, исполняли и Алла Пугачёва, София Ротару, Людмила Зыкина, Александр Барыкин, Татьяна Овсиенко, Дима Билан, Алсу, Александр Маршал, Алексей Глызин, Катя Лель, Анита Цой, Наталья Ветлицкая, Вячеслав… В общем, список можно продолжать бесконечно абсолютно. Александр, я надеюсь, со связью у нас все будет нормально, враги глушить не будут…

Александр Шаганов: Я прекрасно прослушал популярные фамилии. Это, знаете, я всегда удивляюсь, вот представляя поэта, музыки, слышать замечательные фамилии прекрасных исполнителей. Но когда представляют какого-нибудь исполнителя, никто же не будет говорить: «Вы знаете, он исполнял песни на стихи Шаферана, Дементьева», понимаете? И Роберта Рождественского.

Михаил Новахов: Я согласен, что это несправедливо

Александр Шаганов: Просто скажут: «Алексей Глызин», вот, пожалуйста. И Алексей Глызин, образно говоря. Да.

Михаил Новахов: Да, мы же видим это лицо того же Алексея Глызина, кстати, с которым у нас было интервью не так давно. И все, люди больше не хотят никакой лишней информации…

Александр Шаганов: Я к нему прекрасно отношусь…

Михаил Новахов: Я знаю, я понимаю.

Александр Шаганов: Нет, просто это величайшая несправедливость. Я об этом постоянно говорю, если есть возможность. Мы не знаем тех людей, которые позволяют создать во многом то настроение, после чего люди влюбляются.

Михаил Новахов: Хорошо сказано. Друзья, пишите. Пишите ваши вопросы, комментарии, или просто, если эта песня, песня Александра Шаганова создала какое-то настроение вам специальное, просто напишите добрые слова поэту-песеннику, ему будет очень приятно эти слова услышать.

Александр Шаганов: Это да.

Михаил Новахов: Не так часто, к сожалению, не избалованы поэты-песенники вот этой любовью народной, а избалованы, конечно, исполнители. Саш, но я знаю, что вы сами тоже исполняли песни?

(00:25:07)

Александр Шаганов: И продолжаю, всегда с удовольствием откликаюсь на то, что называется творческая встреча. Для меня это огромное счастье воочию увидеть людей и тоже исполнить песни, которые я сочинил. Мой концерт включает в себя те самые разные работы, которые я сделал для «Любэ», и для «Иванушек», и для Маликова, и Белоусова. Знаете, в чем дело? Когда бы я еще увидел те просторы нашей страны, и не только России, если бы не передвигался по стране, как артист, условно говоря.

Михаил Новахов: У нас есть комментарий, такой, немного странный… Просто человек пишет, что как бы напоминает нам, что «Любэ» это любимая группа Путина. Уж не знаю, да… Вот этот вопрос как бы меня… Не вопрос, комментарий, натолкнул на такой вопрос. Саш, а какие у вас отношения с властью? Потому что артист и власть, поэт и власть в России это очень специальные отношения. Ни в какой другой стране мира нет таких сложных отношений между поэтом и властью.

Александр Шаганов: Ну да. Вы знаете, все-таки мой лирический герой, он больше… Мой Евгений Онегин, он больше лиричен. Понимаете, признаться, особенно с годами, меня меньше всего интересует политика, меньше всего интересуют некие такие моменты, знаете ли, попасться, как это правильно… Я, понимаете, я живу совершенно такой творческой жизнью, и не гонюсь ни за званиями, а нужно быть поближе к трону для этого, ни за каким-то, знаете, пиететом. Что говорить, если у меня нет ни одной государственной награды, понимаете?

Михаил Новахов: Я кстати, был поражен! На самом деле, я был потрясен этим.

Александр Шаганов: Да, 66 лет, и поэтому… Мне очень приятно, безусловно, что это не зря так говорят. Я не знаю, любимый, не любимый, но инаугурация президента России Владимира Владимировича Путина, когда вот после инаугурации он выходил на Васильевский спуск для встречи с избирателями, это происходило под песню «Батяня-комбат», которую мы с Игорем Матвиенко написали. Авторов, конечно, не указали. Но дело не в этом. Дело в том, что…

Михаил Новахов: Даже в этом случае не указали авторов, да.

Александр Шаганов: Как говорится: «Минуй нас пуще всех печалей // И барский гнев, и барская любовь».

Михаил Новахов: Да, да,

Александр Шаганов: Вот любимые слова Грибоедова.

Михаил Новахов: Да. Так, пишет нам Алик: «Здравствуйте, мне очень нравятся ваши песни, класс!» И пишет, когда мы говорили с вами о несправедливости того, что забывают поэтов-песенников, но помнят исполнителей, «безусловно, большое значение имеет исполнение». Да, вне всякого сомнения. И в связи с этим, Саш, хотел спросить. Жалеете ли вы, что отдали ту или иную песню какому-то исполнителю? Не знаю, он ее как-то извратил, исковеркал, сделал не так, как вы ее себе представляли, или она вам просто не нравится в его исполнении?

Александр Шаганов: Вы знаете, такого категорического неприятия у меня никогда не возникало, и я всегда же понимаю, что есть какие-то более удачные работы, есть менее удачные. Но вот именно творческое общение в работе над песней, понимаете, с человеком. Оно же не возникает, исполнение, из твоей жизни, как вдруг откуда-то. Нет, этому предшествует какое-то общение, работа, какие-то дружеские, дай бог, отношения. Поэтому для друзей ничего не жалко, поэтому, ну, что делать?

Потом, понимаете, в чем дело? Если стихи прозвучали, но не нашли такого отклика у зрителя, можно сделать второе включение, спустя время, с другим исполнителем записать. То есть я своих не бросаю, своих детишек.

Михаил Новахов: Да-да, своих детей. А вы имеете права на все ваши песни? То есть вы имеете право, если, например, эту песню спел один исполнитель, вы совершенно имеете полное право отдать эту песню другому исполнителю по истечении какого-то времени?

Александр Шаганов: Нет, ну, естественно, есть какие-то договорные отношения…

Михаил Новахов: Ограничения.

Александр Шаганов: И это все так обговаривается. Но всегда можно что-то такое пересмотреть, потому что песня, например, если скажем вот песня «Атас», популярная песня, я ее, кстати, очень люблю, не сможешь с кем-то другим, потому что она стала вот. А если эта песня, она сочинилась, но не нашла отклика. А исполнитель, бывает, вообще поменял сферу деятельности. В этой ситуации, как говорится, покатался на велосипеде, дай другому.

Михаил Новахов: Да-да. А, может быть, для кого-то хотели бы написать, но как-то не удавалось. Такое бывало?

Александр Шаганов: В общем-то, круг моих исполнителей, во многом один и тот же. Я бы с удовольствием написал бы, так сказать, для Григория Лепса, для певицы Пелагеи написал бы, для Владимира Преснякова. Но как-то они в мою сторону… Я всегда рад, когда раздался бы такой звонок и сказал: «Саша, давайте напишем». Но чего-то они все какие-то инертные люди. Хотя в репертуаре Григория и, так сказать, есть песни, которые я сочинил. Но они их перепели для определенных концертов.

Но тоже не интересуются, понимаете? Есть такая вот удачная песня, почему бы мне не набрать номер поэта Шаганова, так сказать, или какого-то другого: «Дорогой мой, что у тебя еще там в загашнике?» Да? А я, в силу своей определенной востребованности… Может, мне самому надо позвонить? Но я же, знаете, за свою юность…

Михаил Новахов: Как-то уже, угу.

Александр Шаганов: Никому не нужно. Я столько раз слышал, типа, «Приходите завтра, а лучше никогда», ну, в общем-то, и опять мой сегодняшний день, он настолько устойчивый, в нем хватает и живописи, я уже обмолвился, это мое новое увлечение…

Михаил Новахов: К сожалению, не можем показать в эфире, Александр, к большому сожалению.

Александр Шаганов: Да. Показать вы не можете, но я вам пришлю именно на ваш именно…

Михаил Новахов: На WhatsApp, да-да, присылайте, конечно, с удовольствием посмотрю.

Александр Шаганов: Пару работ, да. Неважно. Короче, вы знаете, чем вы занимаетесь? Я занимаюсь жизнью, есть такая история. И очень рад этому.

Михаил Новахов: Отлично! И, да, если нас сейчас слышит Пелагея, Григорий или Владимир, знайте…

Александр Шаганов: Они постоянно слушают вашу радиостанцию.

Михаил Новахов: Абсолютно, конечно.

Александр Шаганов: Не зря я обмолвился.

Михаил Новахов: Да. Вот прямо напишите нам эсэмэсочку, я вам вышлю, чтобы не объявлять в эфире телефон Александра Шаганова. Если вдруг у вас нет телефона Александра Шаганова, я вам вышлю его, пожалуйста, без проблем. А у нас тут интересуются, Александр, я прошу прощения, что перебиваю, интересуется наш слушатель. Говорит: «Я пишу песни, пою, пишу музыку, и как раз мне не хватает текстов. А сколько стоит заказать песню у Александра Шаганова?»

Александр Шаганов: Ну, это по-разному всегда. Я делаю огромное количество всевозможных и бесплатных работ…

Михаил Новахов: Серьезно?!

Александр Шаганов: Да, серьезно, потому что, знаете, это все равно, что человека попросить написать портрет его, условно говоря. То есть, почему вообще песня должна иметь некий эквивалент, понимаете, вот за такую работу? Но она не самая большая. Свяжитесь со мной посредством социальных сетей, потому что если я сейчас назову сумму, для кого-то она покажется громадной, а кто-то скажете, чего вы так дешево себя оцениваете? Понимаете, мне не хочется принародно…

Михаил Новахов: Как бы прилюдно, да, тут как торговаться сейчас начинать.

Александр Шаганов: Да, на площади стоять и чего-то такое говорить.

Михаил Новахов: Вот видите, интересно, что вот этим, может быть, русский отличается от американцев, тем, что американцы абсолютно спокойно, как бы открыто: «Моя цена такая-то, вот я беру за песню 10 тысяч долларов, например, да?» Американец, какой поет песни, совершенно спокойно ответит в интервью. А у нас это все, у русских, по-другому устроено. Кстати, мне кажется, вы, как никто другой, знает тонкости загадочной русской души. По крайней мере, это то, что мы слышим в песнях, в частности, в песнях группы «Любэ».

Кто-то из слушателей пытается сейчас у вас выяснить по поводу Аляски. Кстати, Алясочка…

Александр Шаганов: Да, я отвечу, не утруждайте себя вопросом.

Михаил Новахов: Да, конечно.

Александр Шаганов: Смотрите, в этом произведении, об этом мне сказал очень грамотный юрист, там нет прямого указания о том, что Екатерина продала Аляску. В песне говорится, что Екатерина была не права. В чем она не права, уточнений нет. О том, что, значит, отдавать Аляску взад, это умозаключение автора и любого человека. Вы можете сказать, что папочка должен отдать, понимаете? И все претензии, я уже не раз из-за этого извинения посылал Павлу I совершенно зря.

Михаил Новахов: Ой, это очень смешно! Очень смешно, на самом деле.

Александр Шаганов: Вот, пожалуйста.

Михаил Новахов: Да, хорошо. Саш, с кем из композиторов комфортнее всего работать?

Александр Шаганов: Ну, конечно, это мой, так сказать, замечательный Игорь Матвиенко, и это огромное счастье, что у меня такой соавтор и такой друг. Я не устану об этом говорить. Я надеюсь, что я ему также дорог, да даже не сомневаюсь. Потому что найти родственную душу среди, знаете…

Я знаю этот мир. Я знаю этот мир, так сказать, не понаслышке. Люди забывают друг друга поздравить с днем рождения, знаете ли. Игорь не такой. И не единожды мне приходилось к нему обращаться с такими просьбами личного характера. Один тебе скажет, попросишь одолжить какую-то сумму денег, он скажешь: «Вот, знаешь, а зачем она тебе нужна? Слушай, а, может, тебе это не надо? Нет, у меня, конечно, есть, но сейчас давай, у меня это все уйдет в это самое…» С Игорем мы всегда это решали за какие-то секунды, а все остальное время уделяли творчеству. Это вообще здорово.

Михаил Новахов: Супер! Это очень приятно слышать, что есть настоящие преданные друзья и соратники. Это в жизни необходимо каждому человеку, это очень поддерживает. Что, кстати, говоря, Саш, что вы слушаете, когда едете в машине? Например, едете на гастроли куда-то, много переездов, что слушаете?

Александр Шаганов: Да, вот я теперь буду вашу радиостанцию, конечно же, слушать еще дополнительно…

Михаил Новахов: Спасибо огромное.

Александр Шаганов: К радиостанции FM. Вот FM-радио, вот эти все радиостанции с таким уклоном, они мне до сих пор интересны. Меня совершенно не интересуют, так скажем, умозаключения молодежи. Я пробовал, но у меня не получается. Как говорил мой друг старший Дементьев Андрей Дмитриевич. Он говорит: «Ты знаешь, ехал на машине, попросил сделать погромче, песню молодых послушал, – и говорит, – лучше бы я этого не делал».

А я хочу сказать, смотрите, в окружении таком определенном, то есть нужно формировать свой мир. В окружении песен моей молодости, юности, и я там, кстати говорю, до сих пор популярен, как автор. И я имею возможность подпевать и так далее. И плюс еще к этому, надо формировать концертный зал моего автомобиля. Вот записи, опять же, не знаю, Smokie, Джо Дассен, Челентано, вот это…

Михаил Новахов: Слушайте, все, что крутится на нашей радиостанции. У нас как бы слоган такой, это хиты разных лет, и просто хорошая музыка.

Александр Шаганов: Во-первых, это прекрасный мелодизм. Во-вторых, во всем этом чувствуется некий такой посыл именно творческого человека. В современных песнях, волей-неволей, так сказать, из-под брюк видны трусики, что человек хочет очень заработать деньги, понимаете? Вот любым способом, но дайте заработать. Ему, так сказать, да, что называется…

Михаил Новахов: Саш, а, может, есть из современных, кто вам приятен, кто вам нравится, из таких ультрасовременных? Не знаю, может, рэпер какой-нибудь вам нравится?

Александр Шаганов: Да нет, мне рэп совершенно не нравится. Что я должен сказать, любит рэперов? Вот внутренний мой лад, так сказать, понимаете, в этих современных песня, в общем, что меня не устраивает, это нигилизм, это декадентство, некое такое упадничество. И я стараюсь себя ободрить какими-то более жизнеутверждающими историями.

Михаил Новахов: А успех какой из ваших песен вас больше всего удивил? И, вообще, знаете ли вы заранее, что эта песня может стать хитом?

Александр Шаганов: Нет, к песне прямо нельзя так сказать, что она прямо вот так расцветет. Есть, конечно, определенные предпосылки хорошие, но это очень сложно сказать, что прямо, – ах! Можно, так сказать, промазать. Зачем небеса гневить своим прогнозом? А из тех песен, ну, есть песня под названием «Бедные голуби», например, которую пел Женя Куликов. Она несет очень серьезный смысл такой гуманизма. «Милое детство с нуждой по соседству, // Но различал я небес акварель, // Мне от отца досталась в наследство // Стая ручных сизарей. // Бедные голуби, бедные голуби…» и так далее. Это же очень личностная история, связанная с моим отцом, которого я любил и люблю до сих пор. И да, наверное, так.

Михаил Новахов: Саш, время пролетело, просто пробежало, пролетело.

Александр Шаганов: Да, прекрасно.

Михаил Новахов: А это значит, что с удовольствием встретимся еще раз в эфире на Freedom FM.

Александр Шаганов: Да, ждите сейчас мою открытку, картинку, как живописец Шаганов. И я хочу сказать в окончание беседы, что я мечтаю когда-нибудь приехать к русскоязычной аудитории в ваш прекрасный город, страну, которая мне очень интересна. Я думаю, что когда-нибудь это произойдет.

Михаил Новахов: С удовольствием, и хочу сказать, что с огромным наслаждением и удовольствием мы поддержим, наша радиостанция поддержит ваши гастроли в Нью-Йорке, по Америке, вот что сможем, для вас, дорогой наш, сделаем.

Александр Шаганов: Вот видите, уже два зрителя – Михаил и Галина – из вашей аудитории у меня уже есть.

Михаил Новахов: Отлично, договорились.

Александр Шаганов: Спасибо, друзья.

Михаил Новахов: Огромное спасибо, здоровья вам, удачи и спасибо большое за время, которое вы нам сегодня уделили.

Александр Шаганов: Да, всегда рад, благодарю.

Михаил Новахов: Всего хорошего. А на прощание, друзья, еще одно произведение Александра Шаганова, это песня «Тучи», в исполнении «Иванушек International».