Звёздный городок – Гость: Олег Шаумаров
8 апреля 2021. “Звёздный городок”
Андрей Чегодаев: Доброе утро, друзья, с вами Андрей Cheggi Чегодаев, в программе «Звездный городок». Сегодня у нас в гостях, в эфире автор песни, которая только что прозвучала. Как выяснилось, немногие знают, что автором этой песни является не Макс Фадеев, а Олег Шаумаров – российский композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер и певец, лауреат премии «Золотой граммофон», автор песни «Вдвоем», которая только что прозвучала. Обладатель премии «Шансон года» за песню «Камень», удивительно талантливый человек, при этом достаточно молодой. Олег, доброе утро.
Олег Шаумаров: Андрей, доброе утро, доброе утро, Америка! Первый раз такие слова произношу.
Андрей Чегодаев: Замечательно, Каждый раз все в первый раз, у вас в карьере все в первый раз и сразу же удачно получается. Я восхищен вашем талантом и вашей успешностью. Где вы сейчас находитесь, в каком городе?
Олег Шаумаров: Я живу в Москве, нахожусь в Москве. Привет вам из заснеженной столицы. 30 лет, которые я занимаюсь музыкой, не все, но практически все получается с первого раза.
Андрей Чегодаев: Привет заснеженной Москве из нашего весеннего Нью-Йорка, у нас прекрасная погода, наконец-то потеплело. Родная Москва, родной мне, близкий город, снежок, наверное, у вас тоже скоро закончится, наступит зима. Олег, вы родились в Ташкенте. Мне хочется понять, думаю, нашим слушателем тоже, как мальчик из Ташкента сумел в довольно молодом возрасте добиться такого успеха? Какая дорога автора песен, как пробиться, принести свою песню к мэтрам эстрады, сделать так, чтобы они ее взяли. Расскажите секрет, как это происходит?
Олег Шаумаров: Начну с того, что обычно я такие биографические штуки сокращаю, потому что они мало кого интересуют. Я в 16 лет переехал жить в Россию. Это была миграция. Америка как страна миграции – это история очень понятная и простая.
У меня было что-то похожее. Я приехал в Россию реализовывать свои музыкальные способности, потому что на тот момент Россия была гораздо больше как музыкальный рынок, нежели Узбекистан. Я выбрал Россию и приехал. Путь у меня был как у всех ребят, которые начинали петь в метро, где-то мы грузчиками ходили устраиваться, в McDonald’s нас не взяли, потому что у нас не было гражданства с ребятами. Классическая история.
Андрей Чегодаев: Иммигрантская история, то, что мы все здесь, в Америке проживаем.
Олег Шаумаров: Да. Мне повезло: моя природная любознательность привела меня к тому, что я с 13 лет, когда появились первые IBM когда еще музыка делалась кружочками, квадратиками в первых компьютерных программах, я на тот момент уже все это изучал, у меня был доступ к таким компьютерам. К 20 годам я научился делать аранжировки, у меня появился работодатель Анатолий Лопатин, который на тот момент работал со всеми артистами – с Пугачевой, с Киркоровым, с Лолитой. Мы познакомились через друзей, я показал ему свои работы, он мня взял к себе на студию. В 20 лет я уже делал песни Пугачевой именно как аранжировщик. Так началась моя музыкальная карьера в Москве.
Дальше, когда я уже устал делать аранжировки – как японцы говорят, что каждые пять-шесть лет нужно в жизни менять в плане профессиональной деятельности – если это не полная смена деятельности, хотя бы внутри какой-то одной поиск новых форматов, возможностей. Закончив с аранжировками, я начал писать авторские песни. Я фоном их всегда писал, но почему-то выбрал именно такой путь, лет 28 мне было. Начать писать. Несмотря на то, что я к тому времени переделал практически всем артистам песни, меня именно как songwriter никто не воспринимал: «Ты аранжировки делаешь, классно, молодец, что ты лезешь песни писать?». Новую рыбу в аквариуме все время все пытаются утопить.
История у меня достаточно простая. Когда читаешь в «Википедии», что человек сделал то, то, то, говоришь – какой молодец. А фактически – это все месяцы, годы беспрерывного труда, неудач, неудач гораздо больше, чем побед. Мы живем в мире, когда нам все коучи с экранов, со сцены рассказывают историю успеха. Но есть такое понятие – ошибка выжившего, когда рассказывают только успешные кейсы. Но на один успешный кейс 1000 неудачных. Об этом люди забывают. Для тех, кто занимается музыкой, думаю, ничего нового не открою, что все дается трудом. Как Томас Эдисон, который делал свои лампочки: 1000 неудачных, на 1001-й раз у него что-то вышло. У нас такая же история.
Андрей Чегодаев: И оно осталось в «Википедии», Томас Эдисон изобрел лампочку. Простому слушателю, который не связан с миром шоу-бизнеса, мне тоже интересно, потому что мы все через это проходим: первое ощущение, Первый опыт, когда вы решили: «Я перестаю делать аранжировки, хочу написать песню, хочу показать кому-то», у вас были первые отказы, или кто-то сразу сказал: «Отличная песня, мы берем», или были какие-то акулы шоу-бизнеса: «Нет, этого парня мы не пустим, пускай даже не выделывается». Какое было самое первое ощущение, первый опыт?
Олег Шаумаров: Это была радость. Это не так, что ты переключил рубильник и говоришь: «Все, с завтрашнего дня я перестаю чем-то заниматься, начинаю что-то новое. Это всегда процесс достаточно плавный, потому что ты с одного формата потихоньку перетекаешь в другой, чтобы резко не бросать. Я не поклонник резких движений… Хотя – поклонник.
Андрей Чегодаев: Какая была первая песня, которую у вас взяли, которая получила признание, сказали: «Берем, Олег, я хочу спеть эту песню», кто сказал?
Олег Шаумаров: Первую песню у меня купила Лолита. Была очень хорошая песня, в которой поется: «Я больше не хочу тебя любить, больше не могу тебя хотеть», эту песню я написал – и слова, и музыку. Песня «Вдвоем», которую вы сейчас слушали, ее у нас с Наташей Касимцевой, которая текст написала, ее никто не хотел брать, мы ее не могли продать около года. У нас, в отличие от американского шоу-бизнеса, достаточно узкие рамки в стране. У нас монетизируется только три жанра: шансон, поп – эстрадная поп-музыка, последние несколько лет монетизируется сугубо молодежная субкультура – рэп, агрессивная, материшина, дебильный Tik-Tok, и все.
Другая музыка – более интеллектуальная или более танцевальная, клубная культура, джаз, не дай бог – симфоническая – это все у нас, к сожалению, мертвое. Приходится работать в этих трех развлекательных жанрах. Все артисты нацелены на какую-то легкость, на какие-то песни, которые быстро бы запоминались и быстро приносили бы артисту профит. Песня «Вдвоем» не такая. Нам говорили: «Там слова – в один день мы умрем, вдвоем… Вы что, дураки? Слово «умрем» по радио – да никогда. Ты как композитор – у тебя сложные аккорды, уменьшенные, все мрачное, драматичное. Кому это надо?». Я помню, позвонил Малинин старший и говорит: «Олежка, клевая песня, но надо все переделать». Я говорю: «Нет, Александр, при всем уважении к вам – ничего переделывать не будем».
Так песня дождалась Макса Фадеева, а дождалась она его случайно. Нам кто-то дал его почту с комментарием, что он вообще не отвечает, то ли это его почта, то ли не его, не ясно. Но Наташа отправила, буквально через один день нам последовал ответ, что он берет. А потом у нас сложилась такая творческая дружба с Максимом Александровичем, что я написал не только «Вдвоем», я написал «Орлы или вороны», этот мега-хит, «Стану ли я счастливым, где в клипе танцевал Слава Полунин – наш великий бальный танцовщик. Песен 25 у нас Максим Фадеев купил. У нас была длинная история творческого взаимодействия. Этот человек чувствует музыку сердцем, поэтому у нас все так быстро сложилось. Плюс я воспитывался на его музыке, я очень любил, самого Фадеева в детстве слушал, Линду слушал. Многие перепутали стилистически: «Это же Макс написал». Видимо, из-за того, что он как музыкант на меня повлиял еще с детства.
Андрей Чегодаев: Каково услышать от человека, который так серьезно повлиял на музыкальный вкус, на творчество, услышать признание песни?
Олег Шаумаров: Конечно, это был взрыв. Я потом обиделся на то, что нигде не было указано, что авторство наше. Он вяленько сказал, что вроде я автор, но нигде это было не написано и особо не афишировалось. Из-за этого мои творческие крылья, вера в людей – она немного подостыла. Но я быстро восстановился. Такие вещи, как «Вдвоем», «Орлы или вороны» – это безусловная удача. Спланировать такое практически невозможно. Это симбиоз всех маленьких деталей, которые одномоментно сложились.
Андрей Чегодаев: Олег, предлагаю послушать песню из вашего творчества, вы тоже поете. У нас есть небольшой плей-лист на ваш выбор. Есть песня «Я не верю», «Я люблю тебя», «Видишь, я здесь», «Простое счастье». Какую песню вы бы хотели поставить сейчас для наших слушателей?
Олег Шаумаров: Давайте послушаем песню «Я люблю тебя», я написал эту песню для моей жены, у меня молодая, красивая, замечательная супруга, которая родила мне сыночка. Эта песня для нее, я хотел бы, чтобы она прозвучала.
Андрей Чегодаев: Еще раз всем доброго дня. Андрей Cheggi Чегодаев здесь, в студии, на радио Freedom.fm, это «Звездный городок», у нас сегодня в гостях Олег Шаумаров, российский композитор и аранжировщик, продюсер и певец, автор многочисленных песен, в том числе таких хитов, как «Орлы или вороны», «Вдвоем», которые часто звучат у нас на радио. Олег сейчас находится в Москве, с нами на связи. Мы только что прослушали песню в его собственном исполнении «Я люблю тебя», у нас есть еще песни, я думаю, что мы поставим, успеем за это время прослушать несколько композиций, дать исполнителю, творческому человеку позвучать на радио, нет ничего приятнее, чем то, когда твои песни звучат на радио, мы это знаем, Олег, правда? Тем более – в Америке, в Нью-Йорке, согласись.
Пришел вопрос от слушателя, я думаю, что вопрос довольно распространенный, я думаю, вы не раз сталкивались с этим вопросом. Раз он задан, давайте попробуем на него ответить. Как вообще пишутся песни – сначала музыка, или сначала слова? Сначала яйца или курица? Как пишутся песни, как вы это делаете? Расскажите.
Олег Шаумаров: Все очень просто. Существует две концепции: и так, и так. Иногда песни рождаются от текста. Такие песни, как «Вдвоем», «Орлы или вороны», они были написаны на текст, то есть автор дал посыл, искру, эти песни были написаны мною за пять мнут, потому что я настолько считал этот текст, настолько вдохновился им, что я просто сел, включил диктофон и спел. Это не была история выстраивания композиции. Это была полуимпровизационная схема, и она очень хорошо сработала. А бывает наоборот, когда ты пишешь музыку… Когда ты первой пишешь музыку, у тебя есть больше свободы, потому что, если ты пишешь на текст, он тебя немного заворачивает в некоторые рамки. Ты в ритмическом смысле зависишь от слога, от количества слов. Поэтому – по-разному. Я как профессиональный человек практикую и то, и другое, это дает совершенно разные результаты, надо пользоваться и тем, и другим.
Андрей Чегодаев: Интересно статистически посмотреть количество хитов, написанных от слов к музыке или от музыки к словам. Есть ли такая статистика?
Олег Шаумаров: У меня нет, но поскольку статистика есть любая, эта в том числе тоже, я ею не интересовался. Моя личная статистика больше про то, что я пишу на слова.
Андрей Чегодаев: Все-таки есть статистика, как вы сказали, та же песня «Вдвоем» написана от слов. Такой вопрос: вы работали с огромным количеством известных исполнителей – и Алла Пугачева, и Орбакайте, и Киркоров, и Басков, Сергей Лазарев, Лолита, Макс Фадеев, Лепс, группа «Корни», «Премьер министр», можно перечислять и перечислять.
Олег Шаумаров: Любимый Стас Михайлов.
Андрей Чегодаев: Почему Стас Михайлов любимый?
Олег Шаумаров: Почему Стас Михайлов любимый, или почему я писал Стасу Михайлову?
Андрей Чегодаев: Вопрос от слушателя был такой: «С кем сложнее всего работать, с кем проще всего? С кем было легче, с кем сложнее?».
Олег Шаумаров: У меня работа строится таким образом: мне ни с кем не сложнее, ни с кем не легче, потому что я сначала пишу, а потом предлагаю. Артист слышит уже готовую песню, и он либо ее примеряет себе, либо проходит мимо. Так, чтобы Стас Михайлов позвонил мне и сказал: «Олег, давай писать песню», в процессе он корректирует, такого нет, поэтому я не знаю, с кем проще и легче. Но если рассуждать с точи зрения легких продаж, это был Макс Фадеев, потому что мы очень близки по музыкальному вкусу. Все то, что я писал в то время, ему очень близко заходило.
Андрей Чегодаев: Вы к нему относитесь как к своему мастеру или нет? Чувствуете себя учеником?
Олег Шаумаров: Да, безусловно, есть элемент… Когда люди говорят: «Я что-то придумал, я что-то сделал», на самом деле, это все фикция, потому что никто из нас ничего не придумал и ничего не сделал. Все, что создало человечество, это знания, накопленные со времен Христа, а то и ранее. Говорить, что я что-то придумал – ноты я не придумывал, слова тоже. я вдохновлялся великими музыкантами, в том числе и Максимом Фадеевым.
Андрей Чегодаев: Кто кроме Максима Фадеева у вас в списке великих музыкантов и ваших влияний?
Олег Шаумаров: Я вообще квиноман. Я люблю Фредди, все, что связано с Фредди. Я иногда так шучу, что все songwriters – неудавшиеся певцы. В школе дирижеры-хоровики – это кто? Это те, кого сократили с факультета пианино. «Давай мы тебя не будем выкидывать из школы, будешь хоровиком-дирижером», «Ну, ладно». Наверное, та же история с songwriters. У меня вокруг сколько знакомых талантливых ребят – большинство все сами прекрасно поют. Утратил нить вопроса.
Андрей Чегодаев: Нить вопроса была – кто ваше влияние, вы сказали Queen в первую очередь, ваш кумир – Фредди Меркури.
Олег Шаумаров: Да. Я все свои мечты и переезд в Россию ассоциировал именно со своим артистическим в первую очередь, когда у меня не получилось, я очень долго не мог слушать Фредди, потому что мне казалось, что это мой кумир детства, а я как будто не смог приблизиться даже немножко. Лет семь-восемь, когда я слышал по радио Фредди, у меня было поведение избегания. Многие меня могут понять. Когда что-то болит внутри, подсознательно, ты этого избегаешь. Эта история детская, сейчас я это все перерос, у каждого человека свои взлеты и падения. Очень многое зависит от удачи, хотя я стараюсь жить больше научным подходом, я люблю ковыряться – что из чего сделано, причинно-следственные связи, эволюционное развитие – это все. Я атеист, я не верю в высшие силы и в чудеса, но все равно феномен удачи никто пока еще не оспорил и не объяснил.
Андрей Чегодаев: Олег, вы посмотрели фильм «Богемская рапсодия»? Набрались духу посмотреть его? Или все-таки не смотрели?
Олег Шаумаров: Безусловно, я его посмотрел, классный фильм, этот парень, у него зубы тоже торчали, у Фредди они так не торчали все равно.
Андрей Чегодаев: В детстве вы тоже тренировались на палке от пылесоса с микрофоном?
Олег Шаумаров: Нет. Я лишен был этого копирования, потому что, когда Майкл Джексон был безумно популярен, у нас во дворе все мальчишки танцевали лунную походку.
Андрей Чегодаев: Я сам лунную походку танцевал, на видеокассету снимали танец, пытались танцевать как Майкл Джексон.
Олег Шаумаров: Меня эта участь миновала, слава богу, меня больше подстегивало развиваться в плане музыки – новые аккорды, новые звучания, меня это очень вдохновляло. Мне в поп-музыке тесно. У меня есть курс «Songwriting по-русски», я открыл первую в России академию songwriting. Я даже своим ученикам рассказываю, что и американская поп-музыка тоже стала очень скудной и однообразной. Это все равно одно и то же, по кругу, как блюзовая пентатоника была, так она до сих пор и крутится. Есть, конечно, великие мастера, которых я обожаю, Макс Мартин, он для меня top of the top. Но все, что масс-маркет, это постоянное повторение одного и того же, таким большим музыкантам очень тесно в этой культуре.
Андрей Чегодаев: Я часто слышу от многих композиторов, что у них очень серьезное влияние, вы признались в любви Queen, Фредди Меркури. Не было желания плюнуть на все и записать хороший роковый классный альбом в духе Queen 1978 года или Night at the Opera? Нет такого желания сделать такой проект и все, и какая разница, что там эти хип-хопперы, рэперы, тиктокеры.
Олег Шаумаров: Night at the Opera – это 1975 год. Чтобы записать что-то в духе – желания не было, но я записал себе альбом, которым горжусь. Этот альбом называется «13», можно в YouTube вбить: Шаумаров «13», послушать этот альбом. Мы его сделали с Наташей Касимцевой, с которой написали «Вдвоем». Это совершенно андеграундный, не попсовый, очень глубокий альбом с безумно красивой музыкой, там есть цитаты из Рахманинова. Это серьезная музыкантская работы, которая мною была сделана вопреки всему, что происходит. Это такая музыкантская отдушина. При этом он достаточно понятный людям, это не какие-то дикие эксперименты. Но все равно – там уместилась музыка, что для меня важно.
В чем еще проблема: такие люди, как я, мы привыкли, чтобы песни звучали из каждого утюга. Тут есть некое внутреннее противоречие. С одной стороны, тебе хочется какого-то музыкантского – оставить что-то после себя, гордиться какой-то вещью, может быть, это будет личная твоя гордость, ты будешь сидеть на пенсии в 60 лет и говорить: «Тот альбом я сделал, я красавчик. Все, что я написал, для денег, для популярности это хорошо, но это я сработал круто». Такие вещи нужны. С одной стороны, на чаше весов. С другой стороны, когда ты начинаешь делать что-то невостребованное, вторая часть тебя – коммерческая, она начинает плакать и говорить: «Олег Темурович, прекращай заниматься хренью, возвращайся».
Андрей Чегодаев: Прекрасно, браво. Есть еще короткий вопрос от нашего слушателя, 6156: «Пишу слова, но с музыкой у меня проблемы. Куда таким, как я, обращаться?». Что посоветуете?
Олег Шаумаров: Нужно искать таких, как я, сотрудничать с ними. Есть songwriters, люди, которые слова не пишут. Хотя я пишу слова. Вы можете найти меня в «Инстаграме» – Shaumarov official, в Direct прислать свои тексты. Если они действительно подходят под те реалии, которые существуют в России, это будет востребовано, я обязательно с этими текстами поработаю.
Андрей Чегодаев: То есть вам можно написать напрямую, сказать: «Вот текст, я написал, может быть, получится из этого песня».
Олег Шаумаров: Мне пол России пишет.
Андрей Чегодаев: Тяжело разбирать письма?
Олег Шаумаров: Я иногда отвечаю. Наташа Касимцева нашла меня то ли в «Одноклассниках», то ли в «ВКонтакте». Она боялась написать мне, потому что боялась какой-то реакции. А я ответил, и так завязалось нереальное творческое взаимодействие, такой коллаб случился. Надо писать, стучаться. Главное – нужно быть адекватным и понимать, что если ты напишешь стихи в духе барокко XVIII века, будете говорить: «Вы меня не понимаете, я пишу гениально, а вы капиталисты, обесцениваете творчество», с такими людьми у нас не получается взаимодействие, все должно быть адекватно сегодняшнему дню.
Андрей Чегодаев: Вот так, друзья, слушатель 6156, если у вас все адекватно, пишите Олегу Шаумарову в «Инстаграм», Shaumarov official. Олег, спасибо большое, наше время подходит к концу, прекрасная, замечательная беседа, было очень приятно с вами пообщаться. Я уже нашел на YouTube альбом «13», с удовольствием послушаю, посмотрю, что у вас там за песни.
Олег Шаумаров: Андрей, напишите мне в WhatsApp, мы с вами лично пообщаемся. Очень многое хочу спросить. У меня в Америке, в Атланте живет тетя, живет двоюродный брат, двое двоюродных сестренок, которые родились, у меня родная бабушка умерла в Америке. Но я при этом в Америке ни разу не был, очень хочу приехать, посмотреть.
Андрей Чегодаев: Намек понял, напишу вам в WhatsApp, свяжемся, пообщаемся. Вам большое спасибо от наших слушателей, я предлагаю поставить еще одну песню, у нас есть время. Давай выберем.
Олег Шаумаров: Можно поставить «Камень» Александра Маршала. Дело в том, что моего сына зовут Саша, я назвал его в честь Маршала, потому что Саша Маршал – это первый человек, который сказал: «Олежка, ты здорово поешь, давай мы с тобой дуэтом споем, я тебя поддержу, просто так». Он мне дал своеобразный старт, когда я сам вышел на сцену, поддержал меня полностью. Поэтому Саша Маршал – это афигительный мужик, настоящий человек. В честь него я назвал своего сыночка.
Андрей Чегодаев: Замечательная история. Сейчас прозвучит песня «Камень» Маршал вместе с Олегом Шаумаровым на радио Freedom.fm. Олег, прекрасного вам дня, не замерзайте в Москве, весны вам побыстрее, оставайтесь на связи с нами, приезжайте в Америку, мы с удовольствием вас здесь встретим. Всего хорошего, пока.
Олег Шаумаров: Спасибо большое. Всем слушателям хорошего дня, не унывайте, всем мир.